Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
С 01.09.2016 года
вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей
с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности
возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности
несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам
поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют
от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или
услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту
жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на
инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
В МКОУ ООШ № 21 с.Пшеницыно специализированный учет
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их
поступления и обучения в школу.
В школе
создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования
детей-инвалидов слабовидящих, но не создана для детей с нарушениями
опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309
«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов нет. Учебные кабинеты абсолютно доступны для обучающихся с нарушениями умственного развития.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека абсолютно доступна для обучающихся с нарушениями умственного развития.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал и спортивная площадка абсолютно доступны для обучающихся с нарушениями умственного развития.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с нарушениями умственного развития имеются все необходимые средства обучения.
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты, справочники, сборники задач по физике)
- Аудиовизуальные (учебные фильмы на цифровых носителях, электронные презентации)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (мини-лаборатории по химии, наборы для ГИА по физике (по основным разделам), компас, барометр, колбы и т.д.)
- Спортивное оборудование (мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, лыжи, бревно гимнастическое и т. д.)
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На входе нанесена яркая контрастная маркировка для слабовидящих, на крыльце имеются перила, пандус отсутствует. Входабсолютно доступен для обучающихся с нарушениями умственного развития.
Специальные условия питания
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано бесплатное питание два раза в день, включая горячее блюдо, не считая горячего напитка, из расчета 125 рублей 00 копеек.
Для лиц, которые обучаются в 1 — 4 классах включительно, предусмотрено молоко или кисломолочный продукт объемом не менее 200 мл. на одного ребенка в день в период учебного процесса.
Специальные условия охраны здоровья
Ежегодно проводятся медицинские осмотры узкими специалистами Чугуевской центральной районной больницы, диспансеризация.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с нарушениями умственного развития обеспечен доступ в компьютерный класс, где имеются компьютеры, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
—Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
—Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
—Федеральный портал "Российское образование"
—Единое окно доступа к информационным ресурсам
—Портал ГИА9
В школе доступ к информационным образовательным ресурсам предоставляется в
кабинете информатики с использованием контентной фильтрации.
http://sgo.prim-edu.ru
учи.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе отсутствуют специальные технические средства коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.