Программа по математике1 класса ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,
вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний
в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и
в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения,
строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность

предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости
и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает
освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр,
площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего
школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись
результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между
ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий
сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость
между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу,
между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение
отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в
сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,
размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного
набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца;
внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными
(значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением
геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному

основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить
примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств:
текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из
нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную
ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические
знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя
устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра,
спокойно и мирно разрешать конфликты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах
при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных
учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:

— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты,
проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и
письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения
(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и
требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче
(выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок
заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,
над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного
набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду
объектов повседневной жизни;

— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из
таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы
по заданному основанию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа
1.1.

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

2

0

2

Словесное описание группы предметов;
ряда чисел;

Устный опрос;

http://kopilurokov.ru/

1.2.

Единица счёта. Десяток.

2

0

2

Устная работа: счёт единицами в разном порядке;
чтение;
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2;
по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение;
установление закономерностей в расположении чисел;

Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

1.3.

Счёт предметов, запись результата цифрами.

2

0

2

Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы:;
«Сколько?»;
«Который по счёту?»;
«На сколько больше?»;
«На сколько меньше?»;
«Что получится;
если увеличить/уменьшить количество на 1;
на 2?» — по образцу и самостоятельно;

Практическая
работа;
Устный опрос;

http://kopilurokov.ru/

1.4.

Порядковый номер объекта при заданном порядке
счёта.

2

0

2

Цифры; знаки сравнения;
равенства;
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке;
чтение;
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2;
по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение;
установление закономерностей в расположении чисел;

Тестирование;
Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

1.5.

Сравнение чисел, сравнение групп предметов по
количеству: больше, меньше, столько же.

3

0

3

Моделирование учебных ситуаций;
связанных с применением представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;

Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

1.6.

Число и цифра 0 при измерении, вычислении.

2

0

2

Устная работа: счёт единицами в разном порядке;
чтение;
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2;
по 5;

Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

1.7.

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение.

3

0

3

Обсуждение: назначение знаков в математике;
обобщение представлений;
Цифры; знаки сравнения;
равенства;
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке;
чтение;
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2;
по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение;
установление закономерностей в расположении чисел;
Работа в парах/группах. Формулирование вопросов;
связанных с порядком чисел;
увеличением/уменьшением числа на несколько единиц;
установлением закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций;
связанных с применением представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

1.8.

Однозначные и двузначные числа.

2

0

2

Работа в парах/группах. Формулирование вопросов;
связанных с порядком чисел;
увеличением/уменьшением числа на несколько единиц;
установлением закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций;
связанных с применением представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;

Письменный
контроль;

http://kopilurokov.ru/

1.9.

Увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц

2

0

2

Работа в парах/группах. Формулирование вопросов;
связанных с порядком чисел;
увеличением/уменьшением числа на несколько единиц;
установлением закономерности в ряду чисел;

Практическая
работа;

http://kopilurokov.ru/

Итого по разделу

20

Раздел 2. Величины
2.1.

Длина и её измерение с помощью заданной мерки.

1

0

1

Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как
простейший инструмент измерения длины;

Устный опрос;

http://nsportal.ru

2.2.

Сравнение без измерения: выше — ниже, шире —
уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее —
легче.

2

0

2

Наблюдение действия измерительных приборов;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

2.3.

Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление
соотношения между ними.

4

0

4

Коллективная работа по различению и сравнению величин;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://nsportal.ru

Итого по разделу
Раздел 3. Арифметические действия

7

3.1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

5

0

5

Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций;
требующих записи одного и того же арифметического действия;
разных арифметических действий»;
Практическая работа с числовым выражением: запись;
чтение;
приведение примера (с помощью учителя или по образцу);
иллюстрирующего смысл арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения;
вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе
состава числа;
с использованием числовой ленты;
по частям и др.;

Практическая
работа;
Тестирование;

http://nsportal.ru

3.2.

Названия компонентов действий, результатов
действий сложения, вычитания. Знаки сложения и
вычитания, названия компонентов действия.
Таблица сложения. Переместительное свойство
сложения.

5

0

5

Использование разных способов подсчёта суммы и разности;
использование переместительного свойства при нахождении
суммы;

Зачет;
Практическая
работа;

http://nsportal.ru

3.3.

Вычитание как действие, обратное сложению.

5

0

5

Использование разных способов подсчёта суммы и разности;
использование переместительного свойства при нахождении
суммы;

Письменный
контроль;
Практическая
работа. Устный
опрос;

http://nsportal.ru

3.4.

Неизвестное слагаемое.

5

0

5

Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых
при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения;
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы
счёта;

Практическая
работа;
Контрольная
работа;

http://nsportal.ru

3.5.

Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по
5.

5

0

5

Обсуждение приёмов сложения;
вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе
состава числа;
с использованием числовой ленты;
по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности;
использование переместительного свойства при нахождении
суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка
слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных
ситуаций);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://nsportal.ru

3.6.

Прибавление и вычитание нуля.

5

0

5

Дидактические игры и упражнения;
связанные с выбором;
составлением сумм;
разностей с заданным результатом действия; сравнением значений
числовых выражений (без вычислений);
по результату действия;

Практическая
работа;
Тестирование;

http://nsportal.ru

3.7.

Сложение и вычитание чисел без перехода и с
переходом через десяток.

5

1

4

Обсуждение приёмов сложения;
вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе
состава числа;
с использованием числовой ленты;
по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности;
использование переместительного свойства при нахождении
суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка
слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных
ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной
модели переместительного свойства сложения;
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы
счёта;

Контрольная
работа;
Устный опрос;

http://nsportal.ru

3.8.

Вычисление суммы, разности трёх чисел.

5

0

5

Дидактические игры и упражнения;
связанные с выбором;
составлением сумм;
разностей с заданным результатом действия; сравнением значений
числовых выражений (без вычислений);
по результату действия;

Письменный
контроль;
Практическая
работа; ;

http://nsportal.ru

Итого по разделу

40

Раздел 4. Текстовые задачи
4.1.

Текстовая задача: структурные элементы,
составление текстовой задачи по образцу.

2

0

2

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации;
представленной с помощью рисунка;
иллюстрации;
текста;
таблицы;
схемы (описание ситуации;
что известно;
что не известно; условие задачи;
вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах;
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»;
«сколько всего»;
«сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи;
представленного в текстовой задаче;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
Тестирование; ;

http://nsportal.ru

4.2.

Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче.

2

0

2

Обобщение представлений о текстовых задачах;
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»;
;
«сколько всего»;
«сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи;
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;;

Практическая
работа;
Письменный
контроль;

http://nsportal.ru

4.3.

Выбор и запись арифметического действия для
получения ответа на вопрос.

2

0

2

Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математического отношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного
материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного
материала. Объяснение выбора арифметического действия для
решения;
иллюстрация хода решения;
выполнения действия на модели;

Самооценка с
использованием;
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

http://nsportal.ru

4.4.

Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи.

8

0

8

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации;
представленной с помощью рисунка;
иллюстрации;
текста;
таблицы;
схемы (описание ситуации;
что известно;
что не известно; условие задачи;
вопрос задачи);

Практическая
работа;
Тестирование;

http://nsportal.ru

4.5.

Обнаружение недостающего элемента задачи,
дополнение текста задачи числовыми данными (по
иллюстрации, смыслу задачи, её решению).

2

0

2

Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математического отношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного
материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного
материала. Объяснение выбора арифметического действия для
решения;
иллюстрация хода решения;
выполнения действия на модели;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

Итого по разделу

16

Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры
5.1.

Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между;
установление пространственных отношений.

3

0

3

Распознавание и называние известных геометрических фигур;
обнаружение в окружающем мире их моделей;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

5.2.

Распознавание объекта и его отражения.

2

0

2

Распознавание и называние известных геометрических фигур;
обнаружение в окружающем мире их моделей;
Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию»;
«Расположи фигуры в заданном порядке»;
«Найди модели фигур в классе» и т. п.; Практическая деятельность:
графические и измерительные действия в работе с карандашом и
линейкой: копирование;
рисование фигур по инструкции;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

5.3.

Геометрические фигуры: распознавание круга,
треугольника, прямоугольника, отрезка.

4

0

4

Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по
форме;
размеру); сравнение отрезков по длине;
Предметное моделирование заданной фигуры из различных
материалов (бумаги;
палочек;
трубочек;
проволоки и пр.);
составление из других геометрических фигур;

Практическая
работа;
Тестирование;

http://nsportal.ru

5.4.

Построение отрезка, квадрата, треугольника с
помощью линейки; измерение длины отрезка в
сантиметрах.

4

0

4

Практические работы: измерение длины отрезка;
ломаной;
длины стороны квадрата;
сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия результата и поставленного
вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски;
листа бумаги;
страницы учебника и т. д.). Установление направления;
прокладывание маршрута;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

5.5.

Длина стороны прямоугольника, квадрата,
треугольника.

3

0

3

Практические работы: измерение длины отрезка;
ломаной;
длины стороны квадрата;
сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия результата и поставленного
вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски;
листа бумаги;
страницы учебника и т. д.). Установление направления;
прокладывание маршрута;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

5.6.

Изображение прямоугольника, квадрата,
треугольника.

4

0

4

Практические работы: измерение длины отрезка;
ломаной;
длины стороны квадрата;
сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия результата и поставленного
вопроса;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

Итого по разделу
Раздел 6. Математическая информация

20

6.1.

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики
объекта, группы объектов (количество, форма,
размер); выбор предметов по образцу (по заданным
признакам).

2

0

2

Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире
ситуаций;
которые целесообразно сформулировать на языке математики и
решить математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире;
описание словами наблюдаемых фактов;
закономерностей;
Ориентировка в книге;
на странице учебника;
использование изученных терминов для описания положения
рисунка;
числа;
задания и пр. на странице;
на листе бумаги;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;

http://nsportal.ru

6.2.

Группировка объектов по заданному признаку.

2

0

2

Дифференцированное задание: составление предложений;
характеризующих положение одного предмета относительно
другого. Моделирование отношения («больше»;
«меньше»;
«равно»);
переместительное свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет;
форма;
величина;
количество;
назначение и др.). Таблица как способ представления информации;
полученной из повседневной жизни (расписания;
чеки;
меню и т.д.);

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

6.3.

Закономерность в ряду заданных объектов: её
обнаружение, продолжение ряда.

2

0

2

Ориентировка в книге;
на странице учебника;
использование изученных терминов для описания
положениярисунка;
числа;
задания и пр. на странице;
на листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками;
содержащими математическую информацию. Формулирование
вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации;
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок;
сюжетную ситуацию и пр.;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

6.4.

Верные (истинные) и неверные (ложные)
предложения, составленные относительно заданного
набора математических объектов.

2

0

2

Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет;
форма;
величина;
количество;
назначение и др.). Таблица как способ представления информации;
полученной из повседневной жизни (расписания;
чеки;
меню и т.д.);

Практическая
работа;
Проверочная
работа;

http://nsportal.ru

6.5.

Чтение таблицы (содержащей не более четырёх
данных); извлечение данного из строки, столбца;
внесение одного-двух данных в таблицу

2

0

2

Работа с наглядностью — рисунками;
содержащими математическую информацию. Формулирование
вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации;
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок;
сюжетную ситуацию и пр.; Дифференцированное задание:
составление предложений;
;
характеризующих положение одного предмета относительно
другого. Моделирование отношения («больше»;
«меньше»;
«равно»);
переместительное свойство сложения;

Практическая
работа;

http://nsportal.ru

6.6.

Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными
(значениями данных величин).

2

0

2

Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет;
форма;
величина;
количество;
назначение и др.). Таблица как способ представления информации;
полученной из повседневной жизни (расписания;
чеки;
меню и т.д.);

Практическая
работа;
Тестирование;

http://nsportal.ru

6.7.

Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с
вычислениями, измерением длины, построением
геометрических фигур.

3

0

3

Знакомство с логической конструкцией «Если …;
то …».Верно или неверно: формулирование и проверка
предложения;

Контрольная
работа;

http://nsportal.ru

1

117

Итого по разделу:

15

Резервное время

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Счёт предметов. Один,
два, три… Порядковые
числительные «первый,
второй, третий…»

1

0

1

Практическая
работа;

2.

Пространственные
отношения «вверху,
внизу, слева, справа»

1

0

1

Практическая
работа;

3.

Временные отношения
«раньше, позже, сначала,
потом»

1

0

1

Устный опрос;

4.

Отношения «столько же,
больше, меньше»

1

0

1

Практическая
работа;

5.

Сравнение групп
предметов « На сколько
больше? На сколько
меньше?»

1

0

1

Практическая
работа;
Тестирование;

6.

Уравнение предметов и
групп предметов.

1

0

1

Практическая
работа;

7.

Закрепление знаний по
теме «Счёт предметов и
групп предметов.
Пространственные и
временные
представления».

1

0

1

Зачет;

8.

Проверочная работа по
теме «Счёт предметов и
групп предметов.
Пространственные и
временные
представления».

1

0

1

Проверочная
работа;

9.

Работа над ошибками.
Много. Один. Цифра 1.

1

0

1

Самооценка с
использованием;
«Оценочного
листа»; Работа
над ошибками;

10.

Числа 1,2. Цифра 2.

1

0

1

Практическая
работа;

11.

Числа 1,2,3. Цифра 3.

1

0

1

Практическая
работа;

12.

Знаки «+», «-», «=».
Составление и чтение
равенств.

1

0

1

Практическая
работа;
Тестирование;

13.

Числа 1,2,3,4. Цифра 4.

1

0

1

Практическая
работа;

14.

Отношения «длиннее»,
«короче».

1

0

1

Практическая
работа;

15.

Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5.

1

0

1

Практическая
работа;

16.

Состав числа 5.

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа; Устный
опрос;

17.

Закрепление знаний по
теме «Числа 1-5. Состав
чисел 2-5».

1

0

1

Практическая
работа;

18.

Точка. Кривая линия.
Прямая линия. Отрезок.
Луч.

1

0

1

Практическая
работа;

19.

Ломаная линия. Звено
ломаной.

1

0

1

Практическая
работа;

20.

Закрепление. Проверочная 1
работа «Состав чисел 25».

0

1

Самооценка с
использованием;
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;

21.

1
Работа над ошибками.
Знаки сравнения «>», «<»,
«=».

0

1

Практическая
работа;

22.

Равенство. Неравенство.

1

0

1

Практическая
работа;

23.

Многоугольники.

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24.

Числа 6,7. Цифра 6.

1

0

1

Устный опрос;

25.

Числа 1-7. Цифра 7.

1

0

1

Практическая
работа;

26.

Числа 8-9. Цифра 8.

1

0

1

Устный опрос;

27.

Числа 1-9. Цифра 9.

1

0

1

Тестирование;

28.

Число 10.

1

0

1

Практическая
работа;

29.

Числа 1-10. Закрепление.

1

0

1

Практическая
работа;

30.

Наши проекты.
Математика вокруг нас.
Числа в загадках,
пословицах, поговорках.

1

0

1

Проект;

31.

Сантиметр - единица
измерения длины

1

0

1

Практическая
работа;

32.

Увеличить на … .
Уменьшить на … .
Измерение длины
отрезков с помощью
линейки.

1

0

1

Практическая
работа;

33.

Число 0. Цифра 0.

1

0

1

Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

34.

Сложение с нулём.
Вычитание нуля.

1

0

1

Практическая
работа;

35.

Закрепление знаний по
теме «Числа 1-10. Число
0». Тест «Числа 1- 10.
Число 0».

1

0

1

Тестирование;

36.

Контрольная работа по
теме «Числа 1-10. Число
0».

1

0

1

Контрольная
работа;

37.

Работа над ошибками.
Прибавить и вычесть
число 1.

1

0

1

Работа над
ошибками;

38.

Прибавить число 2.

1

0

1

Практическая
работа;

39.

Вычесть число 2.

1

0

1

Практическая
работа;

40.

Приемы вычислений с
числом 2.

1

0

1

Устный опрос;

41.

Слагаемые. Сумма.

1

0

1

Практическая
работа;

42.

Задача (условие, вопрос).

1

0

1

Практическая
работа;

43.

Составление и решение
задач.

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

44.

Прибавить и вычесть
число 2. Составление и
заучивание таблиц.

1

0

1

Практическая
работа;

45.

Закрепление знаний по
теме «Прибавить и
вычесть число 2.»

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

46.

Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц.

1

0

1

Практическая
работа;

47.

Прямой угол

1

0

1

Практическая
работа;

48.

Обобщение и закрепление 1
знаний по теме
«Прибавить и вычесть
число 2.»

0

1

Практическая
работа;

49.

Обобщение и закрепление 1
знаний по теме
«Прибавить и вычесть
число 2.» Тест.

0

1

Тестирование;

50.

Прибавить и вычесть
число 3.

1

0

1

Практическая
работа;

51.

Прибавить и вычесть
число 3. Приемы
вычислений.

1

0

1

Практическая
работа;

52.

Закрепление. Решение
текстовых задач.
Проверочная работа
«Задачи».

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;

53.

1
Сравнение отрезков по
длине. Решение текстовых
задач.

0

1

Практическая
работа;

54.

1
Состав чисел 7,8,9,10.
Связь чисел при сложении
и вычитании.

0

1

Зачет;
Практическая
работа;

55.

Прибавить и вычесть
число 3. Составление и
заучивание таблиц.

1

0

1

Практическая
работа;

56.

Прибавить и вычесть
число 3. Решение задач.

1

0

1

Практическая
работа;

57.

Закрепление и обобщение 1
знаний по теме
«Прибавить и вычесть
число 3»

0

1

Устный опрос;

58.

Обобщение и закрепление 1
знаний по теме
«Сложение и вычитание
вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3».

0

1

Практическая
работа;

59.

Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание вида □ ±1, □ ±
2, □ ± 3»

1

0

1

Контрольная
работа;

60.

1
Работа над ошибками.
Обобщение и закрепление
знаний по теме
«Сложение и вычитание
вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3»

0

1

Работа над
ошибками.
Закрепление;

61.

Сложение и вычитание
чисел первого десятка.
Проверочная работа
«Состав чисел
5,6,7,8,9,10».

0

1

Проверочная;

1

62.

Решение задач на
увеличение числа на
несколько единиц.

1

0

1

Практическая
работа;

63.

Решение задач на
уменьшение числа на
несколько единиц.

1

0

1

Практическая
работа;

64.

Прибавить и вычесть
число 4. Приемы
вычислений.

1

0

1

Устный опрос;

65.

Решение задач и
выражений.

1

0

1

Практическая
работа;

66.

Сравнение чисел. Задачи
на сравнение.

1

0

1

Практическая
работа;

67.

Сравнение чисел.
Решение задач на
сравнение.

1

0

1

Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

68.

Прибавить и вычесть
число 4. Составление и
заучивание таблиц.

1

0

1

Практическая
работа;

69.

Прибавить и вычесть
числа 1,2,3,4. Решение
задач.

1

0

1

Практическая
работа;

70.

Перестановка слагаемых.

1

0

1

Практическая
работа;

71.

Перестановка слагаемых. 1
Прибавить числа 5,6,7,8,9.

0

1

Практическая
работа;

72.

Составление таблицы
сложения.

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

73.

Состав чисел первого
десятка.

1

0

1

Практическая
работа;

74.

Состав числа 10. Решение 1
задач.

0

1

Практическая
работа;

75.

Решение задач и
выражений.

0

1

Практическая
работа;

1

76.

Обобщение и закрепление 1
знаний.

0

1

Устный опрос;

77.

Обобщение и закрепление 1
знаний по теме «Числа от
1 до 10. Сложение и
вычитание». Тест «Числа
от 1 до 10. Сложение и
вычитание».

0

1

Тестирование;

78.

Связь между суммой и
слагаемыми.

1

0

1

Практическая
работа;

79.

Связь между суммой и
слагаемыми.

1

0

1

Устный опрос;

80.

Решение задач и
выражений. Закрепление.

1

0

1

Практическая
работа;

81.

Название чисел при
вычитании.

1

0

1

Практическая
работа;

82.

Вычитание из чисел 6,7.

1

0

1

Практическая
работа;

83.

Вычитание из чисел 6,7.
Связь между суммой и
слагаемыми.

1

0

1

Устный опрос;

84.

Вычитание из чисел 8,9.

1

0

1

Практическая
работа;

85.

Вычитание из чисел 8,9.
Решение задач.

1

0

1

Практическая
работа;

86.

Вычитание из числа 10.

1

0

1

Зачет;
Практическая
работа;

87.

Вычитание их чисел
8,9,10. Связь сложения и
вычитания.

1

0

1

Практическая
работа;

88.

Единица массы –
килограмм.

1

0

1

Практическая
работа;

89.

Единица вместимости –
литр.

1

0

1

Практическая
работа;

90.

Закрепление знаний по
теме «Сложение и
вычитание чисел первого
десятка».

1

0

1

Практическая
работа;

91.

1
Закрепление знаний по
теме «Сложение и
вычитание чисел первого
десятка». Тест «Сложение
и вычитание чисел
первого десятка».

0

1

Тестирование;

92.

Контрольная работа по
теме « Сложение и
вычитание чисел первого
десятка»

1

0

1

Письменный
контроль;

93.

1
Работа над ошибками.
Устная нумерация чисел в
пределах 20.

0

1

Работа над
ошибками;

94.

Письменная нумерация
чисел от 11 до 20.

1

0

1

Практическая
работа;

95.

Единица длины –
дециметр.

1

0

1

Практическая
работа;

96.

Сложение и вычитание в
пределах 20 без перехода
через десяток.

1

0

1

Практическая
работа;

97.

Сложение и вычитание
чисел в пределах 20.

1

0

1

Устный опрос;

98.

Закрепление знаний.

1

0

1

Практическая
работа;

99.

Проверочная работа
1
«Сложение и вычитание в
пределах 20»

0

1

Проверочная
работа;

1

0

1

Работа над
ошибками;

101. Решение задач и
1
выражений. Тест по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 20».

0

1

Тестирование;

102. Знакомство с составными
задачами.

0

1

Практическая
работа;

100. Работа над ошибками.
Решение задач и
выражений. Знакомство с
краткой записью задач.
Сравнение именованных
чисел.

1

103. Составные задачи.

1

0

1

Практическая
работа;

104. Сложение однозначных
чисел с переходом через
десяток.

1

0

1

Практическая
работа;

105. Сложение вида □ + 2, □ +
3.

1

0

1

Устный опрос;

106. Сложение вида □ + 4.

1

0

1

Практическая
работа;

107. Сложение вида □ + 5.

1

0

1

Практическая
работа;

108. Сложение вида □ + 6.
Проверочная работа
«Сложение чисел».

1

0

1

Проверочная
работа;

109. Сложение вида □ + 7.

1

0

1

Практическая
работа;

110. Сложение вида □ + 7.

1

0

1

Устный опрос;

111. Сложение вида □ + 8, □ +
9.

1

0

1

Практическая
работа;

112. Таблица сложения

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

113. Решение задач и
выражений.

1

0

1

Практическая
работа;

114. Закрепление знаний по
теме «Табличное
сложение». Тест по теме
«Табличное сложение».

1

0

1

Тестирование;

115. Приём вычитания с
переходом через десяток.

1

0

1

Практическая
работа;

116. Вычитание вида 11 – □.

1

0

1

Практическая
работа;

117. Вычитание вида 12 – □.

1

0

1

Практическая
работа;

118. Вычитание вида 13 – □.

1

0

1

Практическая
работа;

119. Вычитание вида 14 – □.

1

0

1

Практическая
работа;

120. Промежуточная
аттестация. КМС по
оценке уровня
обученности. Итоговый
контроль

1

1

0

Промежуточная
аттестация.
КМС по оценке
уровня
обученности.
Итоговый
контроль..;

121. Работа над ошибками.
Вычитание вида 15 – □.

1

0

1

Самооценка с
использованием;
«Оценочного
листа»; Работа
над ошибками.;

122. Вычитание вида 16 – □.

1

0

1

Практическая
работа;

123. Вычитание вида 17 – □, 18 1
– □.

0

1

Практическая
работа;

124. Вычитание вида 17 – □, 18 1
– □.

0

1

Устный опрос;

125. Закрепление знаний.
Проверочная работа по
теме «Табличное
сложение и вычитание».

1

0

1

Проверочная
работа;

126. Закрепление знаний.

1

0

1

Устный опрос;
Работа над
ошибками;

127. Закрепление и обобщение 1
знаний по теме
«Табличное сложение и
вычитание».

0

1

Практическая
работа;

128. Сложение и вычитание
однозначных чисел с
переходом через десяток.

1

0

1

Практическая
работа;

129. Решение задач.

1

0

1

Практическая
работа;

130. Закрепление по теме:
1
«Геометрические фигуры.
Измерение длины».

0

1

Практическая
работа;

131. Обобщение знаний.

1

0

1

Практическая
работа;

132. Что узнали. Чему
научились. Итоговый
урок.

1

0

1

Практическая
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

1

131

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях);
1 класс /Моро М.И.;
Волкова С.И.;
Степанова С.В.;
Акционерное общество;
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа
России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1sept.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://uchi.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер. Таблица по математике.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».